Во втором (электронном) издании нашей книги «Система ТРМ (англ.): тридцать лет внедрения…» (ссылка) мы коротко затронули тему бережливого использования всех основных ресурсов, участвующих в создании компаниями материальных и интеллектуальных ценностей. Наша консультационная практика показывает, что эта тема требует гораздо более подробного рассмотрения. Первую статью из этой серии мы и предлагаем вашему вниманию.


В век искусственного интеллекта (ИИ) потери, т.е. затраты ресурсов без создания ценности для внешнего или внутреннего клиента (потребителя), сами собой не исчезают. Ведь даже в самом информационно насыщенном пространстве человек продолжает питаться реальным хлебом, а не информацией о нем. В современном мире, в эпоху доминирования информационных технологий, цифровизации, использования ИИ, вопросы сокращения потерь в материальном производстве оказались как бы отодвинутыми на второй план. Подобно тому, как в эпоху массового производства исключительное предпочтение отдавалось скорости и производительности оборудования, так и теперь создается впечатление, что производственные процессы, созданные с использованием ИИ, автоматически становятся если не оптимальными, то весьма близкими к ним.
Попытаемся разобраться, так ли это и всегда и ко всем ли производственным ресурсам применимо такое утверждение.
На приведенном ниже рис. 1 мы показали основные ресурсы, участвующие в создании ценности (персонал, методы, время и др.), и сопряженные с каждым из них потери. Рис. 1
Анализируя каждую конкретную потерю, мы можем убедиться, что в ней в той или иной мере присутствует человеческий фактор или действует совокупность случайных факторов, которые неизбежно имеют место в каждом процессе и создают его вариабельность и, соответственно, потери. Исключить влияние человеческого фактора на сам производственный процесс может только полностью автоматизированное (автоматическое) производство, но и оно требует периодического обслуживания, ремонта и замены оборудования человеком. Да и сами заложенные в нем программные алгоритмы также должны совершенствоваться и обновляться их разработчиками. При этом стоит ли говорить, что таких высокоавтоматизированных производств в нашей стране пока еще сравнительно незначительное количество, и производство материальных ценностей еще долгое время будет неизбежно сопровождаться потерей ресурсов, а его эффективность напрямую связана с рациональным их использованием.
Если вы согласитесь с приведенными выше аргументами, то неизбежно должны ответить на вопрос о том, как наиболее рационально построить работу по сокращению или ликвидации потерь и добиться при этом желаемых результатов.
По нашему мнению, эта деятельность включает три основных этапа:
• подготовка к проекту по сокращению или ликвидации потерь,
• реализация проекта и
• закрепление (поддержание) результатов проекта.