В декабрьском номере журнала ММК опубликована заметка ведущего консультанта ООО «ТиПиэм-центр» Пшенникова В.В., открывающая номер...

«Да» и «нет» не говорить, черный с белым не носить...

ВЯЧЕСЛАВ ВАСИЛЬЕВИЧ ПШЕННИКОВ
ведущий консультант ООО «ТиПиЭм-центр»

Около 10 лет тому назад, когда в России и в мире активно осваивалась обновленная в 2000 г. версия стандартов ISO серии 9000, слово «качество» из-за частого употребления настолько приелось, что один из специалистов предложил на страницах журнала обсуж дать качество без использования этого термина. Такой подход сразу выводил дискуссии в конкретную плоскость, фокусируя внимание на потребительских свойствах продукции, показателях процессов и т. д.

Аналогичная ситуация складывается сегодня в отношении популярных управленческих концепций: TPS—Lean, методологии стандартов ISO серии 9000, теории ограничений систем Голдратта и др. Сам факт проявления интереса к этим подходам, конечно, можно только приветствовать. Однако сложности возникают, когда дело доходит до их применения на конкретном предприятии. Тут-то и начинаются дебаты на тему, как их совместить, какую орга низационную структуру создать и как определить ответственность за реализацию каждого из подходов. Не говоря уже о спорах по поводу предпочтительности тех или иных концепций.

В поисках решения этой проблемы возникла идея выделить смысловое ядро ключевых современных подходов в области менеджмента и описать, точнее, разработать его до уровня модели, актуальной для российских предприятий. Причем не умозрительно сконструировать такую модель, а «вытесать» ее, подобно скульптуру, создающему образ из камня, из российской реальности.

Оказалось, такое ядро имеется, и суть его можно выразить всего в трех словах — устойчивый прибыльный рост. Компания в логике собственного развития фактически начинает одновременно осваивать основные управленческие подходы, не обязательно при этом называя их, но, конечно, опираясь на заложенные в них принципы и используя свойственные каждому из этих подходов методы и инструменты.

Не будем утверждать, что предложенный путь развития организаций (через освоение модели устойчивого прибыльного роста) — единственно верный. Тем более что сама эта модель только формируется. В конце концов, глубокое, последовательное и системное осуществление любой значимой концепции менеджмента практически всегда дает хорошие результаты. Только вот действовать так — глубоко, последовательно и системно — мало кому удается. Не в последнюю очередь потому, что не всегда получается уловить суть применяемой концепции, а порой эта суть сознательно деформируется в угоду одной из заинтересованных в деятельности организации сторон.

Так что выделение описанного выше смыслового ядра и в этом случае было бы совсем нелишним.

Проницательный или скептически настроенный читатель, просматривая эти строки, наверняка отметит, что и рост-то компании не всегда возможен, и прибыльность в некоторые периоды оказывается под вопросом, а об устойчивости в нашу эпоху турбулентности вообще говорить не приходится. Разумеется, полемика на подобные темы необходима, но только пусть она ведется вне рубрики «Модель устойчивого прибыльного роста», которая появится в журнале со следующего номера. В рамках же данной рубрики хотелось бы видеть материалы об опыте открытия новых рынков российскими компаниями, экспансии новых продуктов и услуг отечественных предприятий, снижения затрат за счет исключения потерь и если не создания новых рабочих мест, то по меньшей мере увеличения производства при сохранении численности персонала.

А читателям журнала хотелось бы в новом году пожелать только одного — жизни в условиях устойчивого прибыльного роста!

Заметка размещена также на сайте журнала "Методы менеджмента качества" по адресу:

http://ria-stk.ru/mmq/adetail.php?ID=79551.

info@tpm-centre.ru+7 (915) 053-00-53
© TPM-Centre 2006-2014