Система "Упорядочение" в практике

Система "Упорядочение" в практике.
Михайлова М.Р.


В редакцию поступают отклики на публикацию материалов по системе "Упорядочение". Один из них, в котором описывается применение этой системы в Иркутском государственном университете путей сообщения (ИрГУПС), предлагается вашему вниманию.

Ваш журнал становится все более интересным и полезным. Открываются новые рубрики, разъясняется суть многообразных методов управления качеством. В частности, вызывают большой интерес материалы по системе 5S, или, как называют ее В.Е. Растимешин и Т.М. Куприянова, "Упорядочение" [1-4].

В самом деле, в наведении элементарного порядка скрыты, как правило, серьезные резервы улучшения любой области деятельности [5]. К сожалению, на редком предприятии проводятся сравнительные экономические расчеты до и после наведения порядка.

Однако есть отдельные факты, подтверждающие экономическую целесообразность использования системы "Упорядочение". Такие сведения публиковал и ваш журнал. При внедрении данной системы, например, на машиностроительном предприятии "Лидер" [6] уже в первый год уровень травматизма снизился почти в 3 раза, производительность труда повысилась на 1/3, улучшилось качество производимой продукции, произошло сокращение складских запасов, изменилось отношение работников к своему предприятию, что, на наш взгляд, является важнейшим из достигнутого.

Располагаем подобными данными и мы. Так, в 2000 г. в Иркутской области была реконструирована автотрасса от Падунских Порогов до Братска. Теперь этот скоростной участок автодороги имеет вторую категорию вместо четвертой. Местные жители называют его либо "15 минут Японии", либо "15 минут Америки" (увы, с Россией дороги такого качества пока не ассоциируются). Но мы хотим сказать не столько о высоком качестве исполнения трассы, сколько о качестве ее эксплуатации.

Соответствующей службой было принято решение содержать дорогу строго в соответствии с установленными правилами эксплуатации. В частности, в зимний период выполнялась своевременная и тщательная очистка покрытия, что предотвращало гололед. Это исключило необходимость прибегать к традиционным подсыпкам песком, каменной крошкой. Нет подсыпок, нет и негативных последствий этого - пылеобразования, увеличения износа "резины", разбитых стекол, деформаций днища автомобилей. Налицо соблюдение первого принципа менеджмента качества - "Ориентация на потребителя".

При этом, по расчетам эксплуатационной службы, содержание дороги в чистоте потребовало значительно меньших затрат, чем решение проблемы устранения последствий гололеда с помощью подсыпок. Это еще раз доказывает, что профилактика экономичнее корректирующих мер.

Тем не менее, далеко не всегда применение системы "Упорядочение" обязательно завершается достижением экономического эффекта. Так, в истекшем учебном году автору как преподавателю ИрГУПС для проведения практических занятий была выделена аудитория, где раньше не приходилось работать. Сразу бросилось в глаза непродуманное, неудобное расположение учебных столов, нерациональное использование площади.

Возникло желание немедленно предложить студентам переставить мебель, но тут же пришла в голову мысль обыграть эту ситуацию позже, когда по программе необходимо будет рассматривать тему "Производственная среда в системе менеджмента качества". Терпеливо ждала этого момента, косвенно подталкивая учащихся к предстоящей "революции". Например, проводя очередной семинар, обращала внимание на то, как неудобно аудитории воспринимать выступающего студента.

Если он отвечает с первых рядов, то общается фактически только с преподавателем, поскольку большая часть группы видит лишь спину докладчика (фото 1). Это рассеивает внимание остальных участников, качество восприятия материала ухудшается. Если же выступающий располагается на последних рядах, остальным приходится "сворачивать" шеи, чтобы видеть его (фото 2).

Фото 1


Фото 2



"Жаловалась" своим слушателям на те неудобства, которые испытывает преподаватель во время раздачи учебных материалов из-за невозможности беспрепятственно подойти к каждому. Чрезвычайно затруднялось решение групповых задач, а на полную самостоятельность выполнения контрольной работы рассчитывать не приходилось.

Наконец наступило время, когда группы должны были отчитаться по теме "Производственная среда". В это же занятие планировалось проведение контрольного тестирования по всему ранее пройденному материалу.

Каждая из трех учебных групп получила задание "разработать проект" реконструкции планировки аудитории без привлечения каких-либо дополнительных средств. Цель преобразований - достижение максимально возможной степени удобства и функциональности рабочих мест.

Работа "закипела", было видно, что она увлекла всех без исключения. Через 15 мин на мой стол легли "чертежи" предлагаемых вариантов расстановки нехитрой аудиторной мебели. При обсуждении некоторые из предложений "не прошли", поскольку не выдерживались, например, требования к освещенности рабочих мест. Не нашли поддержки и варианты "скучных" традиционных рядов, а также экстравагантные решения (были и такие). Интересно, что большая часть студентов в каждой из групп предложила вариант расстановки столов "елочкой". Это было как раз то, что и мне пришло в голову при первом порыве переустройства аудитории. Этот вариант и был безоговорочно одобрен всеми участниками "игры".

Следующие 5 мин ушли на перестановку и рассаживание в "новых" рабочих условиях (фото 3). Надо было видеть лица студентов в эти первые мгновения - они выражали крайнее удивление. Минута звенящей тишины сменялась бурным излиянием радости. Ребятам трудно было поверить, что так неузнаваемо преобразилась обстановка, и что это сделано ими.

Фото 3


Вот резюме, данное самими студентами.

1.Воздуха в аудитории стало больше.

2. Легко видеть друг друга во время выступлений.

3. Преподаватель имеет беспрепятственный доступ к каждому студенту.

4. Без преград всем видна доска и демонстрационный материал.

5. Увы, труднее списать (!).

6. Исчез казенный дух.

7. Уборщицам будет значительно легче вымыть аудиторию.

А я к этому мысленно добавила, что между столом преподавателя и столами студентов появилась, наконец, необходимая дистанция. И все это - без копейки дополнительных средств!

Пространное получилось описание такого "пустяка". Но вспомним, что японцы, по их собственному утверждению, достигли столь значительных успехов на мировых рынках, в частности, благодаря непрерывному совершенствованию, неизменному следованию системе "кайдзэн".

На недопустимость пренебрежения к "мелочам" в свое время обращал внимание и знаменитый Микеланджело Буонарроти: "Не пренебрегайте мелочами, поскольку от мелочей зависит совершенство, а совершенство - это не мелочь" [7].

Оглянемся вокруг, и мы увидим, что многое можно преобразовать в лучшую сторону, часто без особых затрат на это. Для моих же студентов это стало настоящим открытием. А мне удалось в лучшем виде не только продемонстрировать практическую возможность и целесообразность системы 5S, но и эффективно провести запланированное тестирование.

Но как же были разочарованы мои экспериментаторы, приходя на очередное занятие и видя, что столы расположены… в старом порядке. Студенты тут же просили у меня разрешения потратить несколько минут на то, чтобы "привести аудиторию в порядок", "поставить по-нашему". Конечно же, я не возражала. Интересно, кому так по сердцу старый неудобный, нефункциональный вариант? Ребята обещали выяснить, но это уже предмет для другого разговора по теме "Причины сопротивления коллектива нововведениям и способы его преодоления".

Результатами нашей импровизированной игры заинтересовались на факультете, есть надежда на то, что отдельный опыт может быть превращен в постоянно действующую систему на уровне вуза. Тем более, что ректором ИрГУПС было принято решение на смену системе качества, действующей в университете, разработать систему менеджмента качества, соответствующую требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (приказ от 6 мая 2004 г.). Работать в этом направлении у нас есть над чем - необходимо ликвидировать дублирование многих функций и отчетности; привести в упрощенный, рациональный, унифицированный вид некоторые формы отчетности; свести до минимума время на поиск необходимой информации; исключить выполнение функций, несвойственных рабочим местам и многое другое.


Список использованной литературы:

1. Растимешин В.Е., Куприянова Т.М. С чего начинается качество на рабочем месте // Методы менеджмента качества. - 2003. - № 5. - С. 4-10.

2. Растимешин В.Е., Куприянова Т.М. Система "Упорядочение": рациональное размещение предметов // Методы менеджмента качества. - 2003. - № 6. - С. 9-14.

3. Растимешин В.Е., Куприянова Т.М. Как навести порядок в офисе // Методы менеджмента качества. - 2003. - № 7. - С. 12-15.

4. Растимешин В.Е., Куприянова Т.М. Как приступить к внедрению системы "Упорядочение" // Методы менеджмента качества. - 2003. - № 8. - С. 17-22.

5. Организованное рабочее место // Методы менеджмента качества. - 2003. - № 8. - С. 40-41.

6. Дерябин П.М. Почему нужно внедрять систему "Упорядочение" // Методы менеджмента качества. - 2004. - № 2. - С. 14.

7. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. - М.: Экономика, 1975. - 33 с.


Статья размещена по адресу: http://www.stq.ru/riasite/index.phtml?page=1&tbl=tb_88&id=941

info@tpm-centre.ru+7 (915) 053-00-53
© TPM-Centre 2006-2014